пятница, 1 февраля 2008 г.

О рекламной безнес-модели.

По моим наблюдениям, в России стартапами занимаются люди в основном с техническим образованием, это имеет как свои плюсы, так и минусы. Перед каждым стартапом в той или иной мере встают следующие вопросы:

  • технические;
  • поиск успешной бизнес-модели;
  • организационные (поиск и создание команды, организация фирмы и т.п.);
  • стратегия выхода на рынок (маркетинг, реклама);
  • модель финансирования.

Если с техническими и организационными вопросами проблем возникает не много, и они успешно решаются, то оставшиеся 3 так и остаются без ответа или грамотного решения.
Поиск успешной бизнес-модели, отличной от рекламной, затрудняется по следующим основным причинам:

  • у населения не сформировалась культура потребления товаров и услуг в интернете;
  • слабо развиты системы для on-line платежей.

Первая причина напрямую вытекает из последней, если в стране заработает удобный механизм оплаты, то культура потребления сформируется достаточно быстро. На Западе таким механизмом является пластиковая карточка, которой можно воспользоваться как в супермаркете, так и в интернете. В России пошли своим путём. Широко получили распространение "зарплатные карты", которые мало пригодны для on-line платежей.

В интернете можно встретить мнение, что использование стартапом рекламной модели для бизнеса - это плохо. Вариант использования контекстной рекламы как основы получения прибыли можно даже не рассматривать. Против использования рекламной модели два основных фактора:

  1. Высокая конкуренция за рекламодателя.
  2. Небольшие бюджеты для on-line рекламы.

С первым пунктом все просто: отсутствие доступных систем on-line платежей приводит к тому, что рекламная бизнес-модель является единственной наиболее эффективной и как следствие самой распространенной и конкурентной. Второй пункт является следствием другой проблемы: низкое проникновение платежеспособного населения в интернет не способствует увеличению числа рекламодателей и их рекламных бюджетов.

Вывод.
Рекламная модель не панацея, решение о её применении стоит отложить на самый последний момент, когда другие способы заработка уже использованы и не принесли желаемого результата.

P.S.
С виду рекламная модель настолько простая, что так и хочется для каждой новой идеи её применить. Даже после поверхностного анализа создается впечатление, что кроме неё другие модели не подходят. Радует одно: рассудком я понимаю, что рекламная модель не панацея, но иногда она берет вверх, и тогда весь интернет кажется одной большой рекламной площадкой.



Комментариев нет: