среда, 21 мая 2008 г.

Несостоявшийся проект. Проект о финансах. Executive Summary.

Продолжу публикацию материалов, начатую в прошлой заметке. Для дальнейшей работы я решил попытаться сделать исполнительное резюме (Executive Summary) проекта, что из этого получилось, читайте ниже.

Цель (Objectives)

  • дать возможность людям в простой и понятной форме следить за своими расходами;
  • привлечь потребителей с целью изучения их потребностей в полноценном on-line сервисе ведения личных финансов;
  • способствовать переходу потребителей на полнофункциональный платный сервис;
Определение проблемы потребителя и ее важности.
Продолжительное время в стране не было резких скачков инфляции, и люди привыкли к определенному образу жизни, у них сложилась устойчивая схема доходов/расходов, появились длительные долговые обязательства (кредиты). На данный момент экономика подвержена резким скачкам инфляции на повседневные товары, рост доходов не поспевает за инфляцией. Делемма, перед которой стоит человек: как изменить структуру расходов, чтобы кардинально не менять свой привычный образ жизни, не стать банкротом по долговым обязательствам. Одна из основных проблем - отсутствие у человека достаточных знаний и инструментов для оптимизации (экономии) своих расходов. Наличие инструментов позволит человеку уменьшить влияние инфляции и поддерживать привычный образ жизни.

Каким образом новый сервис поможет потребителю в решении проблемы.
Сервис предоставит людям возможность вести учет своих ежедневных расходов/доходов и возможность для их дальнейшего анализа. Например, у Васи не хватает средств для занятия спортом, тогда он каждый день начинает вносить сведения о своих расходах в течение месяца. В конце месяца он смотрит на свои расходы и видит, что затраты на сигареты/пиво сравнимы с затратами на обеды в офисе и решает изменить потребление пива/сигарет (уменьшить кол-во или перейти на другие марки/сорта, которые дешевле), а освободившиеся средства потратить на занятия спортом. Другой пример. Семья тёти Маши вносит ежедневно свои расходы с детализацией до продукта, в конце месяца из отчета следует, что покупать аналогичные товары в супермаркете N дороже, чем в супермаркете M. Сэкономленные средства семья решает отложить на отпуск или покупку ЖК телевизора.
Оценка количества потенциальных потребителей.
Рынок можно поделить на 2 сегмента: desktop программы и on-line сервисы. Объем desktop программ можно оценить по количеству скачиваний из интернета, и оценивается это в районе 40.000 тыс. Объем on-line рынка оценивается текущими показателями количества пользователей подобных сервисов в районе 4.000 тыс. Особенность on-line рынка в том, что он только в начале своего становления. Текущие сервисы открыты относительно недавно. К концу 2008 г. кол-во пользователей сервиса планируется 700 человек. К концу 2009 - 3000 тыс. пользователей.

Бизнес-модель.
Основной сайт проекта служит для привлечения и удержания потребителей. Для получения прибыли предполагается использовать дополнительные инструменты на базе web api. Можно рассмотреть несколько основных вариантов:
  • доступ к разнообразным отчетам на основе платной подписки или показа контекстной рекламы;
  • показ текстовой рекламы в различных виджетах и дополнительных программах, которые получают статус официальных и рекомендованных;
  • платные SMS;
  • использовать данный сервис для привлечения клиентов к более функциональному продукту.

Портрет потребителя.
Сервис ориентирован на потребителя, который:

  • хочет навести порядок в своих финансах;
  • педантичен настолько, что сможет в течение пару месяцев записывать свои расходы;
  • имеет собственный заработок;
  • в возрасте 25-37 лет;
  • помнит, откуда пришли деньги (1-3 источника дохода);
  • оперирует одной валютой (рублями);
  • имеет долговые обязательства (брал кредит или собирается его взять);
  • имеет доступ в интернет с персонального ПК или с мобильного гаджета (телефон, КПК, ноутбук);
  • имеет опыт совершения в интернете финансовых сделок (покупка в on-line магазинах);
  • не относит себя к "гикам";
  • профессия не связана напрямую с ИТ.

Анализ конкурентов и конкурентной среды.
Конкурентов можно разделить на 2 группы:

  • on-line сервисы;
  • desktop программы.

On-line сервисы.
Список сервисов находится по адресу. Из небольшого анализа можно сделать следующие выводы:

  • кол-во пользователей: минимум 400, максимум 2500;
  • уклон в сторону построения законченных систем по учету финансов (счета, проводки, многовалютность);
  • развитие в сторону доступности для мобильных устройств;

Desktop программы.
Список программ можно посмотреть вот здесь. Наиболее развитый сегмент рынка, имеется большой выбор программ подобного назначения. Некоторые программы имеют 2 версии: полнофункциональные и облегченные. Лидером по количеству скачиваний является "Домашняя бухгалтерия". По данным сайта обе версии ПО (полная и облегченная) скачана 13.900 раз. Количество скачиваний говорит о популярности программ подобного типа. Основные характеристики ПО:

  • мощный функционал по ведению домашних финансов;
  • многопользовательский режим;
  • наличие мощных подсистем анализа и получения отчетности.

Из приведенных данных можно сделать следующие выводы:

  • на рынке уже существуют игроки;
  • определился основной вектор развития подобных программ;
  • в каждой категории можно выделить одного явного лидера;
  • on-line рынок сильно отстает от off-line рынка и имеет большие возможности роста;
  • выход на off-line рынок потребует достаточных капиталовложений по сравнению с on-line сервисами;
  • все игроки рынка ориентированы на долговременное использование своего сервиса;

Конкурентные преимущества.
На основе анализа конкурентной среды сервис должен обладать следующими основными конкурентными преимуществами:

  • простая и понятная модель сервиса (минимум функционала);
  • работа как в off-line так и on-line режимах;
  • доступ к основным операциям с любого мобильного устройства;
  • доступ к операциям любым способам (виджеты, нативные программы).

Риски.
Основные риски, которым подвержен сервис:

  • легкость клонирования WEB интерфейса сервиса;
  • конфиденциальность вводимой информации, доверие пользователей к сервису.

Описание сервиса.
Сервис основан на двух основных принципах:

  • простота использования;
  • минимальный функционал.

Внешне сервис напоминает микроблоги, потребитель видит ленту своих записей, отсортированную по дате, каждая запись содержит дату, сумму и краткое текстовое описание, опционально можно задать теги. Вверху расположены кнопки, например: расход, приход. Возможно, для некоторых операций вынести отдельные кнопки: "Платеж по кредиту", "Взять в долг", "Отдать долг" и т.п. Также вверху находится сводная информация "За неделю израсходовано: N руб, получено: M руб.". С главной страницы имеется ссылка на один единственный отчет, в котором можно посмотреть приход/расход за разные периоды в разрезе тегов. Опционально можно еще выводить график (Google Charts). Добавлять информацию о своих затратах можно также с помощью мобильных устройств (wap, кпк, sms).

Основные "фичи" сервиса:

  • простота интерфейса, простота модели сервиса;
  • наличие WEB API для доступа к данным (просмотр, добавление, удаление, итоговая информация);
  • работа в off-line режиме (Google Gears);
  • поддержка OpenID;
  • оптимизированные интерфейсы для wap, кпк и других мобильных браузеров;
  • наличие ICQ, Jabber "ботов" для добавления информации;
  • прием данных через SMS;
  • виджеты для основных платформ (Windows Vista, Google Desktp Search, Opeara, FireFox);
  • поддержка "тем" внешнего оформления;
  • поддержка многоязычности (упор на страны бывшего СССР, украинский, белорусский, английский).

Маркетинг и стратегия выхода на рынок.
Потребители хотят знать, на что они тратят деньги, не затрачивая при этом много времени и усилий.
Девиз: Просто. Доступно везде. Доступно с любого устройства.
Сервис должен ассоциироваться как:

  • минималистичный, как TadaList;
  • простой и удобный, как Tumblr.

Стратегия выхода на рынок.

  1. Создание основного Web интерфейса.
  2. Начало закрытого бета тестирования.
  3. Создание оптимизированного интерфейса для КПК, подключение ICQ бота, создание виджета для Windows, FireFox.
  4. Начало тестирования по приглашениям.
  5. Официальное открытие.
  6. Дальнейшее активное введение новых возможностей.

Время между 2 - 5 пунктом около полутора-двух месяцев.

Стратегия PR.
В прессе сервис следует продвигать вместе с информацией о том, как важно для успеха уметь тратить деньги и как в этом помогает данный сервис. Необходимы истории, как сервис помог сэкономить средства, как им легко и удобно пользоваться. Упор на то, что следить за своими расходами стильно, модно, современно и необходимо. Пиар ориентирован на обычных людей, далеких от бухгалтерии и ИТ отрасли.

Блог "Один на один со Startup'ом"
(продолжение следует)




1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Сильно... Идея очень даже хороша, а резюме вполне заслуживает внимания. Есть группа фрилансеров - называют себя "Создатели" - поищи в Гугле. Вместе Вы такое запросто поднимите!