вторник, 24 июня 2008 г.

Бизнес-модель. Рекламные реалии.

Много читаю заметок, посвящённых стратапам, и в частности рассуждениям о способах монетизации. Многие уважаемые авторы говорят, что рекламную модель лучше не использовать, она не заинтересует инвесторов. С другой стороны, рекламный рынок в Российском сегменте интернета продолжает расти (если судить по отчёту "Аналитический обзор "Рынок контекстной рекламы в России в 2007г") . В своей статье "О рекламной безнес-модели" я уже писал об этом и приводил причины, которые затрудняют использование других подходов к монетизации. Повторю эти причины еще раз:

  • у населения не сформировалась культура потребления товаров и услуг в интернете;
  • слабо развитые системы для on-line платежей.

Поэтому считаю, что совет использовать модель монетизации, отличную от рекламной, в нашей стране пока еще преждевременный и сопряжён с рядом трудностей. Но что тогда делать?

По мнению любого бизнесмена бизнес начинается там, где есть деньги. Если это интернет, то ищем платежеспособных посетителей. Затем определяем их потребности и выбираем ту потребность, которая принесёт максимально больший доход при минимальной конкуренции.

Попробую определить активных платежеспособных пользователей сети интернет:

  • Продвинутые блогеры. Пользуются платными услугами продвижения своего блога. Например, платный индекс в FeedMates.
  • Web-мастера. Активно осуществляют электронные платежи на разнообразных сервисах покупки/продажи ссылок и трафика.
  • Фрилансеры, например, биржи копирайтинга.

Получается, что стартапы, ориентированные на этих пользователей, могут зарабатывать на оказании платных услуг, но и конкуренция за этих пользователей большая.

Бизнес зарабатывает, продавая товар покупателям. Если применить это утверждение для интернета, то получится, что целевая аудитория сайта - это товар для рекламодателей. Нужно собрать такую целевую аудиторию, которая будет интересна рекламодателям. Считаю, что создание и развитие тематических сервисов с целью продажи рекламных площадей - перспективное направление, особенно на региональном уровне.

Чем отличается выпуск газеты от создания тематического информационного сайта? Отличается только способом доставки информации к потребителю (если рассматривать в общем). В блоге Артёма Майнса, есть серия постов "Маркетинг в маленьком городе", рассказывающая о начальном пути небольшой газеты. Подобным образом мог бы создаваться и городской информационный сайт.

В настоящее время работою над очередной идеей. Сервис будет предоставлять информацию жителям нескольких городов - это будет региональный сервис. Основной способ монетизации - продажа рекламы, плюс еще несколько дополнительных платных сервисов для рекламодателей (сервисы из области b2b, которые в будущем хотелось бы развить во что-то стоящее).

Целью этого поста было еще раз взглянуть на применение рекламной бизнес-модели в интернете и оправдать её применение.

А вы что думаете по этому поводу?

P.S.

В последнее время задумался, что название блога можно поменять на "В поисках идеи для стартапа". Или вынести это как подзаголовок.

4 комментария:

Vladimir Rybakov комментирует...

Блог очень интересен, может от того, что и сам пытаюсь придумать что-нибудь стоящее. Удивительно только то, что при таком количестве подписчиков практически нет комментариев к записям. Подписался и буду читать и интересом.

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что возникшая в мозгу идея уже кем-то реализована, но стоит ли при этом отказываться от проекта, я так для себя и не решил. Ведь если ниша популярна, то в ней можно найти своего пользователя, так стоит ли отметать идею сразу или стоит попытаться сделать лучше?

Павел комментирует...

Владимир, спасибо за оценку блога. Я и сам немного удивляюсь отсутствию комментариев.

так стоит ли отметать идею сразу или стоит попытаться сделать лучше?

Дать однозначный ответ трудно, как минимум для неуникальной идеи потребуется больше ресурсов для её популяризации. Например, Вам придётся доходчиво объяснять потенциальным пользователям, чем Ваша идея лучше, чем у конкурентов.
Я пока отказываюсь от реализации каких-то идей, если нахожу близко реализованный сервис. Отказываюсь по следующим причинам:
- у меня нет больших финансовых и временных средств;
- у меня нет опыта продвижения ресурса в конкурентной среде (опыт приобретается, но не так быстро как хотелось);
- пока у меня нет сподвижников в моих начинаниях (эту ситуацию я постепенно исправляю);
Например, недавно открылся сайт для подкастеров PodFM, хотя уже существовал ранее RPod, казалось бы, зачем еще один агрегатор подкастов? Но в PodFM реализовали один нюанс: «слайдкасты», который и является той изюминкой, с помощью которой хотят привлечь существующих подкастеров. Также не стоит забывать и о средствах, вложенных в раскрутку PodFM (я думаю, они намного больше, чем у сайта RPod, за тот же период своего существования).
Все зависит от поставленной цели. PodFM – коммерческий проект, RPod – скорее социальный, исследовательский (исследование самого явления подкастинга).
Например, год назад я запустил проект Письмо без конверта, это был проект ради получения опыта в WEB, сейчас пытаюсь реализовать небольшой коммерческий проект.

Анонимный комментирует...

Два интересных для меня момента:
1. Бизнес начинается с определения платежеспособной аудитории
2. Формирование целевой аудитории сайта как товара для рекламодателей
Не то чтобы это новые знания, но удачно подсвеченные ключевые моменты :-)

Павел комментирует...

В этой заметке попытался взглянуть на "обыденные" вещи немного другим взглядом.