среда, 21 мая 2008 г.

Несостоявшийся проект. Проект о финансах. Executive Summary.

Продолжу публикацию материалов, начатую в прошлой заметке. Для дальнейшей работы я решил попытаться сделать исполнительное резюме (Executive Summary) проекта, что из этого получилось, читайте ниже.

Цель (Objectives)

  • дать возможность людям в простой и понятной форме следить за своими расходами;
  • привлечь потребителей с целью изучения их потребностей в полноценном on-line сервисе ведения личных финансов;
  • способствовать переходу потребителей на полнофункциональный платный сервис;
Определение проблемы потребителя и ее важности.
Продолжительное время в стране не было резких скачков инфляции, и люди привыкли к определенному образу жизни, у них сложилась устойчивая схема доходов/расходов, появились длительные долговые обязательства (кредиты). На данный момент экономика подвержена резким скачкам инфляции на повседневные товары, рост доходов не поспевает за инфляцией. Делемма, перед которой стоит человек: как изменить структуру расходов, чтобы кардинально не менять свой привычный образ жизни, не стать банкротом по долговым обязательствам. Одна из основных проблем - отсутствие у человека достаточных знаний и инструментов для оптимизации (экономии) своих расходов. Наличие инструментов позволит человеку уменьшить влияние инфляции и поддерживать привычный образ жизни.

Каким образом новый сервис поможет потребителю в решении проблемы.
Сервис предоставит людям возможность вести учет своих ежедневных расходов/доходов и возможность для их дальнейшего анализа. Например, у Васи не хватает средств для занятия спортом, тогда он каждый день начинает вносить сведения о своих расходах в течение месяца. В конце месяца он смотрит на свои расходы и видит, что затраты на сигареты/пиво сравнимы с затратами на обеды в офисе и решает изменить потребление пива/сигарет (уменьшить кол-во или перейти на другие марки/сорта, которые дешевле), а освободившиеся средства потратить на занятия спортом. Другой пример. Семья тёти Маши вносит ежедневно свои расходы с детализацией до продукта, в конце месяца из отчета следует, что покупать аналогичные товары в супермаркете N дороже, чем в супермаркете M. Сэкономленные средства семья решает отложить на отпуск или покупку ЖК телевизора.
Оценка количества потенциальных потребителей.
Рынок можно поделить на 2 сегмента: desktop программы и on-line сервисы. Объем desktop программ можно оценить по количеству скачиваний из интернета, и оценивается это в районе 40.000 тыс. Объем on-line рынка оценивается текущими показателями количества пользователей подобных сервисов в районе 4.000 тыс. Особенность on-line рынка в том, что он только в начале своего становления. Текущие сервисы открыты относительно недавно. К концу 2008 г. кол-во пользователей сервиса планируется 700 человек. К концу 2009 - 3000 тыс. пользователей.

Бизнес-модель.
Основной сайт проекта служит для привлечения и удержания потребителей. Для получения прибыли предполагается использовать дополнительные инструменты на базе web api. Можно рассмотреть несколько основных вариантов:
  • доступ к разнообразным отчетам на основе платной подписки или показа контекстной рекламы;
  • показ текстовой рекламы в различных виджетах и дополнительных программах, которые получают статус официальных и рекомендованных;
  • платные SMS;
  • использовать данный сервис для привлечения клиентов к более функциональному продукту.

Портрет потребителя.
Сервис ориентирован на потребителя, который:

  • хочет навести порядок в своих финансах;
  • педантичен настолько, что сможет в течение пару месяцев записывать свои расходы;
  • имеет собственный заработок;
  • в возрасте 25-37 лет;
  • помнит, откуда пришли деньги (1-3 источника дохода);
  • оперирует одной валютой (рублями);
  • имеет долговые обязательства (брал кредит или собирается его взять);
  • имеет доступ в интернет с персонального ПК или с мобильного гаджета (телефон, КПК, ноутбук);
  • имеет опыт совершения в интернете финансовых сделок (покупка в on-line магазинах);
  • не относит себя к "гикам";
  • профессия не связана напрямую с ИТ.

Анализ конкурентов и конкурентной среды.
Конкурентов можно разделить на 2 группы:

  • on-line сервисы;
  • desktop программы.

On-line сервисы.
Список сервисов находится по адресу. Из небольшого анализа можно сделать следующие выводы:

  • кол-во пользователей: минимум 400, максимум 2500;
  • уклон в сторону построения законченных систем по учету финансов (счета, проводки, многовалютность);
  • развитие в сторону доступности для мобильных устройств;

Desktop программы.
Список программ можно посмотреть вот здесь. Наиболее развитый сегмент рынка, имеется большой выбор программ подобного назначения. Некоторые программы имеют 2 версии: полнофункциональные и облегченные. Лидером по количеству скачиваний является "Домашняя бухгалтерия". По данным сайта обе версии ПО (полная и облегченная) скачана 13.900 раз. Количество скачиваний говорит о популярности программ подобного типа. Основные характеристики ПО:

  • мощный функционал по ведению домашних финансов;
  • многопользовательский режим;
  • наличие мощных подсистем анализа и получения отчетности.

Из приведенных данных можно сделать следующие выводы:

  • на рынке уже существуют игроки;
  • определился основной вектор развития подобных программ;
  • в каждой категории можно выделить одного явного лидера;
  • on-line рынок сильно отстает от off-line рынка и имеет большие возможности роста;
  • выход на off-line рынок потребует достаточных капиталовложений по сравнению с on-line сервисами;
  • все игроки рынка ориентированы на долговременное использование своего сервиса;

Конкурентные преимущества.
На основе анализа конкурентной среды сервис должен обладать следующими основными конкурентными преимуществами:

  • простая и понятная модель сервиса (минимум функционала);
  • работа как в off-line так и on-line режимах;
  • доступ к основным операциям с любого мобильного устройства;
  • доступ к операциям любым способам (виджеты, нативные программы).

Риски.
Основные риски, которым подвержен сервис:

  • легкость клонирования WEB интерфейса сервиса;
  • конфиденциальность вводимой информации, доверие пользователей к сервису.

Описание сервиса.
Сервис основан на двух основных принципах:

  • простота использования;
  • минимальный функционал.

Внешне сервис напоминает микроблоги, потребитель видит ленту своих записей, отсортированную по дате, каждая запись содержит дату, сумму и краткое текстовое описание, опционально можно задать теги. Вверху расположены кнопки, например: расход, приход. Возможно, для некоторых операций вынести отдельные кнопки: "Платеж по кредиту", "Взять в долг", "Отдать долг" и т.п. Также вверху находится сводная информация "За неделю израсходовано: N руб, получено: M руб.". С главной страницы имеется ссылка на один единственный отчет, в котором можно посмотреть приход/расход за разные периоды в разрезе тегов. Опционально можно еще выводить график (Google Charts). Добавлять информацию о своих затратах можно также с помощью мобильных устройств (wap, кпк, sms).

Основные "фичи" сервиса:

  • простота интерфейса, простота модели сервиса;
  • наличие WEB API для доступа к данным (просмотр, добавление, удаление, итоговая информация);
  • работа в off-line режиме (Google Gears);
  • поддержка OpenID;
  • оптимизированные интерфейсы для wap, кпк и других мобильных браузеров;
  • наличие ICQ, Jabber "ботов" для добавления информации;
  • прием данных через SMS;
  • виджеты для основных платформ (Windows Vista, Google Desktp Search, Opeara, FireFox);
  • поддержка "тем" внешнего оформления;
  • поддержка многоязычности (упор на страны бывшего СССР, украинский, белорусский, английский).

Маркетинг и стратегия выхода на рынок.
Потребители хотят знать, на что они тратят деньги, не затрачивая при этом много времени и усилий.
Девиз: Просто. Доступно везде. Доступно с любого устройства.
Сервис должен ассоциироваться как:

  • минималистичный, как TadaList;
  • простой и удобный, как Tumblr.

Стратегия выхода на рынок.

  1. Создание основного Web интерфейса.
  2. Начало закрытого бета тестирования.
  3. Создание оптимизированного интерфейса для КПК, подключение ICQ бота, создание виджета для Windows, FireFox.
  4. Начало тестирования по приглашениям.
  5. Официальное открытие.
  6. Дальнейшее активное введение новых возможностей.

Время между 2 - 5 пунктом около полутора-двух месяцев.

Стратегия PR.
В прессе сервис следует продвигать вместе с информацией о том, как важно для успеха уметь тратить деньги и как в этом помогает данный сервис. Необходимы истории, как сервис помог сэкономить средства, как им легко и удобно пользоваться. Упор на то, что следить за своими расходами стильно, модно, современно и необходимо. Пиар ориентирован на обычных людей, далеких от бухгалтерии и ИТ отрасли.

Блог "Один на один со Startup'ом"
(продолжение следует)




понедельник, 19 мая 2008 г.

Несостоявшиеся проекты. Проект о финансах.

Вступление.
С чего начинается проект? В большинстве случаев достаточно двух вещей: это желание и идея. Причём желание на первом месте.

Все свои идеи я записываю подробно, чтобы спустя некоторое время, прочитав описание, можно было бы сразу же вспомнить суть первоначального замысла. В дальнейшем каждая идея проходит первичную оценку на перспективность (с моей точки зрения). До сегодняшнего момента я делал оценку двух идей. По разным причинам обе были отклонены. Публикуя информацию по этим идеям, я преследую основную цель: получить обратную связь от читателей (правильно/неправильно делаю). Начну с последней идеи, которая больше проработана, чем первая.

Проект о финансах. Начало.
После прочтения описания сервиса BlinkSale я стал искать аналоги в Рунете. Во время поиска столкнулся с несколькими on-line проектами по ведению домашней бухгалтерии. После беглого знакомства с их возможностями я записал в свой файл следующее:

"Сервис ведения домашней бухгалтерии, ориентированный именно на обычных пользователей, а не на продвинутых (знакомых с бухгалтерскими понятиями). Конкуренты есть, но у конкурентов все усложнено, нужно оперировать такими понятиями, как категория, счет, транзакция. Нет простоты. Основная идея: пользователь вносит запись и указывает сумму, теги, и тип: приход/расход. На главной странице отображаются суммы за текущий месяц в разрезе тегов, это и есть единственный отчет. Больше ничего. Сервис должен сочетать в себе простоту и минимализм TaDaList".

Получилось немного нескладно, больше похоже на обрывки мыслей. Спустя несколько месяцев я собрался более детально проработать данную идею и попробовать её реализовать. К тому времени я уже стал читателем блога Ideablog и почерпнул из опубликованных материалов рекомендации к составлению summary проекта.
(продолжение следует).




четверг, 10 апреля 2008 г.

PR проекта. Рассылка.

Открытие рассылки было следующим шагом к продвижению сайта. Сначала открыл рассылку на сервисе Subscribe.ru. По условиям этого сервиса нужно подготовить и выпустить 3-4 выпуска, и только потом подать заявку на включение рассылки в основной каталог. Так я и поступил, после нескольких выпусков подал заявку. Через неделю мне пришёл ответ, в котором в мягкой форме отказали и предложили подать заявку через 2 месяца. Это был первый неприятный "сюрприз". Следом я открыл вторую рассылку на сервисе Рассылки@mail.ru. После анонса на рассылку подписалось около 60 человек. Это вселило надежду, что проект интересен, пусть и небольшой группе людей.
Через 2 месяца я подал заявку на перевод рассылки в основной каталог Subscribe.ru. На этот раз мою заявку приняли и добавили в каталог. После анонса количество подписчиков выросло до 220 человек, это еще больше вселило в меня надежду о светлом будущем проекта. После выхода нескольких выпусков рассылок вместо увеличения подписчиков я стал наблюдать их медленный отток, который продолжается и по текущий момент. Сначала предположил, что это только с моими рассылками, стал смотреть и сравнивать другие рассылки, у многих подобная ситуация повторялась.
После полугодового опыта ведения рассылки и наблюдения за подписчиками сделал следующие выводы:

  • открытие рассылки позволит привлечь к сайту достаточное количество читателей;
  • не следует ожидать увеличения трафика на сайт: когда на рассылку подписалось 220 человек за несколько дней, из них сайт посетили единицы;
  • активность аудитории в плане UGC очень низкая, либо это особенность подписчиков данной категории, либо мне не удалось пока найти подхода, чтобы активизировать UGC;
  • программа "Раскрутись" на Subscribe.ru не помогла увеличить количество подписчиков;
  • сервисы рассылок можно рассматривать как небольшие источники трафика.
Вывод.
Считаю, что практически любому контентному проекту можно выпускать рассылку.


P.S.
Все выводы сделаны только для моего проекта и для моих рассылок, находящихся в конкретных категориях. В интернете можно найти и противоположные выводы относительно полезности рассылок.

среда, 9 апреля 2008 г.

PR проекта. Начало.

С момента открытия проекта "Письмо без конверта" прошло полгода, срок небольшой, но для интернет- проектов очень важный. Новому проекту необходимо выстрелить, найти и привлечь свою аудиторию.
У меня не было первоначального плана по раскрутке сайта и привлечению аудитории. Вернее, были небольшие тактические планы, но не было стратегического плана. Это непростительно, в оправдание могу сказать, что на тот момент смутно представлял себе, как я могу раскрутить сайт. Возможно, предпринятые мной шаги были хаотичными и не доведенными до конца. Далее в блоге планирую сделать описание некоторых моих попыток раскрутки сайта.

Форумы.
После публикации нескольких писем решил попробовать на одном женском форуме создать топик для обсуждения темы одного из писем (с разрешения и при участии автора самого письма). Сначала попытался найти среди коллег-девушек участницу этого форума. Нашел, удалось уговорить её начать обсуждение, но в последний момент решил действовать самостоятельно, так как не стал рисковать чужой репутацией. Совместно с автором письма создали новый топик и приняли участие в обсуждении (моя роль в основном свелась к набору и публикации ответов). В итоге топик набрал около 150 сообщений, участницы обсуждения разделились на 2 лагеря, одни поддерживали нашу точку зрения, другие нет, как часто бывает на форумах, обсуждение ушло далеко в сторону от главной темы. Это была первая публичная демонстрация сайта посетителям. В течение нескольких дней наблюдался всплеск посещаемости. Наблюдая приток посетителей, я надеялся, что появятся подписчики на RSS ленту: на тот момент на сайте была подписка только на RSS. Через несколько дней я опубликовал еще одно письмо с целью узнать, есть подписчики или нет, к сожалению, подписчиков не прибавилось.
Спустя пару дней я попробовал начать подобное обсуждение на другом форуме. Автор первого же сообщения обвинила меня в попытке рекламы и посетовала рекламировать что-то более интересное. Повторить успех первого форума не удалось.
После этих попыток я перестал каким-либо образом рекламировать сайт через форумы и комментарии в блогах.

Выводы.
Я плохо подготовился к этому шагу. Я надеялся, что привлекаемые мной посетители, а это в основном были женщины, воспользуются подпиской на RSS, но они этого не сделали. Нужно было предложить им несколько альтернативных вариантов подписки на новости сайта, например, подписаться на рассылку. В сухом остатке все мои усилия не увенчались успехом, мне так и не удалось привлечь постоянных читателей, а уж тем более авторов.

четверг, 20 марта 2008 г.

Еще немного о бизнес-модели.

Продолжу свои размышления о бизнес-модели в Интернете. Интернет можно сравнить с движением Open Source и выделить несколько общих черт:

  • бесплатные средства разработки;
  • низкий барьер входа;
  • каналы распространения информаци о новых продуктах;
  • развитые сообщества пользователей.

На основе этих общих черт можно предположить, что и основные бизнес-модели будут похожи. В мире Open Source главенствует бизнес-модель по оказанию платных сервисных услуг. В Интернете тенденция иная, там появляется все больше и больше изначально бесплатных сервисов с рекламной бизнес-моделью. Данную тенденцию можно объяснить и так: если кто-то разработал успешный платный интернет-сервис, то очень высока вероятность того, что кто-то другой сделает бесплатный клон этого сервиса. То же самое можно сказать и про OpenSource.
Видимо, бизнес-модели в интернете будут развиваться в следующих направлениях:

  • реклама;
  • дополнтельные услуги и сервисы;
  • интернет-сервисы как fronе-end к off-line бизнесу.
Реклама.
Реклама будет все больше основываться на анализе поведения и интересов пользователя. Тот факт, что многие сервисы собирают о пользователях информацию с целью продать ее рекламодетелям, уже не является секретом. Появление документов, устанавливающих правовые рамки этого процесса, теоритически должны защитить пользователя от тотальной слежки.

Дополнительные услуги и сервисы.
Людям свойственно выделяться среди подобных себе, поэтому вполне можно предоставить платную услугу с небольшим дополнительным функционалом, но имеющую "яркую" внешность, подчеркивающую избранность обладателя.

Интернет-сервисы как fronе-end к off-line бизнесу.
Это сочетание самое устойчивое и самое перспективное. Off-line составляющая будет до определенного момента защищать от быстрого появления клонов. Бизнес будет более устойчивым относительно колебаний в экономике (независимость от рекламных бюджетов). В качестве примера можно привести германский сервис Mymuesle.de . Дополнительную информацию об этом сервисе можно получить из заметки Максима Спиридонова "User-generated мюсли стали стартапом года в немецком интернете".

Вывод.
Вероятнее всего, сервисы, подобные германскому Mymuesle.de, в будущем будут доминировать и бурно развиваться.